Стоики
В Деян 17:18 и след. говорится о дискуссии Павла со "стоическими философами" (см. 4814:Эпикурейцы) в Афинах. Термин С. происходит от названия портика (Stoa) в Афинах, в к-ром учил основатель этой философ. школы Зенон из Китиона (310 г. до Р.Х.). Основное внимание С. уделяли этике, к-рую они считали учением о жизни. Целью человеч. существования считалось счастье, а его могли обеспечить только праведные поступки. К праведным действиям С. относили прежде всего проявление справедливости, благоразумия, мужества, исполнение долга по отношению к другим людям, власть рассудка над чувствами и влечениями. Бога С. представляли в виде некого предопределения или рока (Логос в значении всемирного разума), к-рый создал и поддерживает вселенную. Образ мышления С. оказал большое влияние на рим. общество, особенно на государств. мужей и политиков (Сенека, современник Павла и воспитатель Нерона; имп. Марк Аврелий). Сторонники стоицизма нередко обращались к народу с проповедью стоической этики, чтобы указать ему путь к лучшей, по их мнению, и более счастливой жизни.
|